Интервью с Саней, вокалисткой
панк-группы Contra La Contra
Гродненская "Contra La Contra" - одна из самых
известных белорусских панк-групп, одна из самых
политизированных и одна из немногих, получивших
известность в России, не сыграв здесь ни одного
концерта. Зато был западноевропейский тур: весной 2002
года "Contra La Contra", на первом году своего
существования, дала 35 концертов за 38 дней в Литве,
Польше, Австрии, Германии, Дании и Швеции. Был
шикарный LP из полупрозрачного малинового винила,
выпущенный в Германии, был микроскопичный кассетный
тираж, распространённый в Киеве пропагандистской
группой "tigra nigra" - но до сих пор нету нормального
релиза "в своём отечестве", всё равно что понимать под
этим - Беларусь или весь бывший СССР. Нету и,
возможно, теперь уже не будет. Поскольку панк-группы "Contra
La Contra" больше нет. Но красивая легенда о ней, как
и насквозь политический альбом "Ни слова о политике" -
остались (будем его "пиратить", раз группа сама не
позаботилась). И главное - остались люди, которые её
составляли.
На вопросы "Воли" отвечает вокалистка группы Саня.
Интервью проведено по электронной почте в феврале 2004
года.
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ В
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Когда ты начала
осознавать себя как человека, это было в рамках схемы
"девочка-мальчик" или ты об этом не думала и была
поначалу "просто человеком"? Как ты ощущаешь себя
сегодня? "Просто человеком", "женщиной" или "женщиной,
но прежде всего человеком"?
Честно говоря, я
не помню, но, скорее всего, мне было все равно. Сейчас
я тоже не очень догоняю всей специфики бытия женщиной.
Что-то вроде специфики есть только тогда, когда
влюбляюсь или, там, снимаю кого, а обычно я в принципе
не помню, какого я пола. Саня я, короче, и всё тут
::))
Когда тебе впервые
стало ясно, что женщины - это не столько второй пол,
сколько низший класс? Как ты это почувствовала? Какова
была твоя реакция? Как ты справляешься с этим сейчас?
Впервые - лет в
18, когда мне очень хотелось независимости от
родителей, и прежде всего финансовой, в связи с чем я
пошла работать. Тут-то и стало ясно, что мне на аренду
квартиры никак не заработать во всех тех постсоветских
условиях. А, например, мои знакомые мужского пола без
всякого тоже образования и талантов там особых, могли
себе это позволить вполне (например, работая на
стройках и т.п.). Это - личный опыт, а если заняться
вплотную изучением этого вопроса, можно однозначно
сказать, что женщины всё равно меньше получают
доходов, чем мужчины, и я не хочу здесь приводить
полное описание - почему, каким образом так получается
и конкретные примеры. Я думаю, что многие согласятся
со мной. Бороться особенно я не боролась, стиснула
зубы - и осталась жить с родителями. Да и сейчас, в
принципе, не борюсь на глобальном уровне. На личном -
да, пытаюсь. И в принципе, успехи есть.
Как ты думаешь,
почему идеи феминизма так слабо распространены в
странах бывшего СССР - намного меньше, чем анархизм,
экологизм, да и любой "-изм", взятый наудачу? Чего
прежде всего не хватает феминистскому движению? От
кого/чего ты ждёшь перемен к лучшему?
Прежде всего
потому, как мне кажется, что в совке очень сильно
затыкали нам рот провозглашённым равенством, и очень
сильно промывали этим мозги. К тому же, экономическое
неравенство было вообще в обществе небольшим.
Во-вторых, общая апатия на фоне борьбы за выживание.
В-третьих, мне кажется, что постсоветское общество - и
у нас, и у вас, к демократии относится очень похоже,
как и относилось к советскому режиму. То есть мало
психов, которые воспринимают это буквально и реально
дерутся за какие-либо свободы. Абсолютное большинство
без особого разбора кого-то ругает на кухне, и едет
себе дальше по течению, разве не так?
Во всяком случае, в Беларуси я точно не наблюдаю роста
демократического самосознания и настроений. Причины
этого, возможно, и глубже вышеназванных, но так, на
скорую руку, - примерно это.
Почему же меньше, чем другие движения - у нас же нету
секса (тройной смысл, на самом деле:). Ну и ещё,
наверное, потому, что эта революция, эта борьба за
равенство не происходит на улицах, ока происходит в
мозгах. И в этой революции не будет места для красивых
поз в балаклавах, с флагом и "молотовым" напротив
ментовской колонны. Поэтому она не очень
популярна::)). На самом деле, здесь совсем другое
измерение, нечто вроде работы над собой. Но немногие
активисты способны признать такие подвиги стоящими.
Феминистскому движению, по моему мнению, не хватает
сейчас своего собственного места и способа, а также
участников. Почему-то в общественном сознании эта
проблема всегда уходит на второй план, даже у женщин,
даже у самых эмансипированных женщин. Ещё - кстати, и
то, от чего я жду перемен, -не хватает какого-то
взрыва, социального, быть может, чего-то, похожего на
конфликт поколений в 60-е на Западе. Если честно, я
всё ещё надеюсь, что он у нас произойдёт (хотя иногда,
наблюдая, как быстро наша молодёжь всасывает всю самую
голимость "Американской мечты", - грызут меня
сомнения). Надеюсь, что всё-таки люди в наших краях не
будут бездумно жрать эту жвачку в готовом,
запакованном и безопасном виде. И поколение X заявит о
себе созданием новых общественных отношений, пусть
холь и только в рамках нескольких субкультур, как это
было на Западе.
Принято считать,
что белорусское DIY-панк-сообщество - самое развитое и
прогрессивное в бывшем СССР. Как обстоят в нём дела с
проявлениями сексизма? Что такое для тебя сексизм?
Меня никто не
обижал, честное слово. И на моих глазах тоже не было.
Честное слово, я просто человек, я просто живу и делаю
там что-то, поэтому сексизм специально в тусовке не
искала. Если у кого-то таки есть возражения - можем
пообщаться по этому поводу. Но у меня никаких таких
претензий к тусовке нет.
Сексизм - это когда ко мне относятся так, как будто
кроме принадлежности к женскому полу у меня больше и
нет ни хрена. Ничего больше я из себя, мол, не
представляю. Сексизмом пахнет ситуация, в которой,
вслед за приветствием, меня спрашивают, а не вышла ли
я замуж. Сексизм также и то, когда от меня ожидают
какого-то поведения или мнения, которое принято
считать женским. И т.п. На самом деле, список может
быть длинным.
ПАНК-РОК И
АНАРХИЗМ КАК ТАКОВЫЕ
Твоё попадание в
панк-среду было случайным или ты искала "что-то"? Что
именно это было и насколько панк-среда дала тебе то,
что ты искала?
Попадание, может,
и было случайным, но загвоздка как раз в том, что я в
ней и остаюсь по сию пору. Это уже кроме как маразмом
::)) не назовёшь. Искала, конечно, и больше, чем
музыку - какие-то другие отношения между людьми, более
близкие и более честные. И - конечно, драйв, который
даёт музыка и тусовка.
Панк и анархизм -
близнецы-братья или это случайная близость?
Трудно сказать.
Видимо, тоже не всё так случайно. Хотя судить об этом
сейчас не хочу.
Хотя - факт, что многие первые панки были очень
вкурвлены на рокеров, продавших свой протест, и за
первой волной собственно коллективов очень быстро
последовала волна независимых лейблов. То есть "ебать
авторитетов" и "ебать систему" возникло с самого
начала. Ну, можно долго философить на эту тему, но, на
самом деле, не хочется. К тому же, это тоже только моё
мнение. Я также думаю, что в условиях XX и XXI
столетия одно без другого долго бы не протянуло.
Что первым начало
поступать в твою кровь - анархизм или панк? Чего не
хватает для успешного развития DIY-панк-
и анархическому движению в Беларуси, в других странах
бывшего СССР, в Европе, в мире?
На медицинские
вопросы отвечать как-то стрёмно, Тупикин! Доктор, а вы
мне ваще, поможете?::)))
Музыка конечно, первым делом она, родная. А потом и
всё остальное. Но, повторяю, в тусовках (я их
несколько, в принципе, поменяла - я искала, см.
выше!).
А для развития - у нас, по-моему, всего выше крыши. И
социального напряга, и экономического, и информации
достаточно, чтобы выть от отсутствия своего развитого
андерграунда. И контактов - хоть завались. Разве
только того энтузиазма нема. Но энтузиазм тоже, на
самом деле, наживное.
Не кажется ли
тебе, что punk, уже, в общем-то, в мировом масштабе,
is dead?
Знаешь, в одной
очень хорошей книжке я прочитала однажды, что панк -
это то, что происходит во время концерта, когда ты его
лабаешь. или когда стоишь прямо под сценой и
отрываешься. Когда ты это делаешь - играешь ли ты,
делаешь зин, сквотируешь помещение или организовываешь
концерты. И я с этим полностью согласна.
Если рассматривать панк под лупой, да ещё и двумя
пальчиками его поворачивать - может это и так. Но
люди, которые делают это прямо сейчас, перед тобой или
далеко от тебя (как "Харум Скарум" сегодня, сейчас, в
Люблине, и блять, без меня!!!), этим вопросом просто
не задаются.
Честно говоря, время от времени, когда влипаешь в
неприятную с панками ситуацию, или там ещё чего такого
не очень радужного подсмотришь, то так оно и кажется.
А потом попадёшь как-нибудь неожиданно на какой-нить
концерт еле известной группы, где самому старшему ещё
выпускные в школе сдавать, и они как дадут тебе джазу,
что понимаешь - ни холеры он не умер.
Насколько тебе
дорога в панке его форма, а насколько - содержание?
Насколько в панке вообще форма влияет на содержание и
наоборот? Что является первичным?
Форма и содержание
- ебу я. кто у них там главный?::))
Мне всё дорого, и одного без другого я себе не
представляю. Хотя лично не ношу лишних килограммов
шипов, чисто из аскетизма::))
Один панк-музыкант
проорал как-то: "Я не верю в анархию!" А ты? Ты -
веришь? Что для тебя анархия?
На такие вопросы
без адвоката не отвечаю!:)
Верю конечно, иначе с чего бы это я... Анархия для
меня - новое общество, без маразмов и несправедливости
старого общества. Это - вкратце.
Что важнее -
готовить себя к революции, которая будет завтра или
послезавтра (тогда каковы должны быть требования этой
революции?) или уже сегодня создавать "освобождённые
районы" (тогда в чём их отличие от обычной жизни)?
Веришь ли ты в революцию? Веришь ли ты в автономные
зоны? Не слишком ли велика опасность догматизма в
первом случае и эскапизма во втором?
Всегда, везде и во
всём важнее то, что здесь и сейчас. Если бы все панки
и недовольные системой Запада с начала 70-х только
готовили себя к революции, на сквотах в Европе было бы
очень стрёмно туссвать сейчас. Отличие - в том, что
никто не хочет тебя наебать, в первый раз видя тебя, в
том, что никто не хочет тебя поиметь в любом смысле, в
том, что у тебя в этом районе в 100 раз больше
возможности оставаться самим собой, а не пытаться
угнаться за сумасшедшими из мэйнстрима, повернутыми на
потребительстве, карьере и прочем дерьме. Это - тоже
вкратце.
В революцию в традиционной смысле не верю ни хрена
уже. А верю в революцию мозгов. Или эволюцию - в
принципе, не так уж важно. Вижу, что у многих людей
появляется в башке своё, никем не сформированное и
отрицающее общественную действительность мнение. И это
мне наиболее дорого. На самом деле неважно, музыка
тебя привела к этому мнению, или ты сам, нажравшись
дерьма, пришёл к выводу, что всё это неправильно и
несправедливо. Важно только не становиться говном
самому, делать своё, и отстаивать свою автономию. И
это уже - против течения.
Про эскапизмы - не буду. Времени жалко.
БЕЛОРУССКИЙ ПАНК И
ГРУППА CONTRA LA CONTRA
Как человек,
переживший распад группы, что ты можешь посоветовать
молодым панк-музыкантам? Что надо, чтобы подольше
продержаться вместе и до какой поры надо держаться
вместе? Как надо расходиться?
Прежде всего -
оставайтесь людьми. Оставайтесь друзьями, которые
затеяли лабанину ради самой лабанины, ради
самовыражения, может быть, во всяком случае - для
себя. Можно отменить пару концертов, и трассу даже
можно отменить, но у вас останется дружба. А если
отменить дружбу - не будет ни её, и никаких концертов
вообще.
И здесь один критерий - или прёт, или ноль. Пока прёт
- всё отлично, вышел ноль - бросай и ищи дальше. Да
как и в любом деле. Больше ничего не скажу.
Целую, No Pasaran!
|